Яна Дягилева
(1966-1991)
|
Все материалы взяты с yanka.lenin.ru!
Самый лучший сайт о Яне Дягилевой, её жизни и творчестве
«Просто поговорить – пожалуйста. Но в газете не должно быть ни строчки.
– Но почему? Может быть, это не нужно Вам, но нужно другим?
– Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем»
Е. Гаврилова. «Смерть выбирает лучших»
Детство и школьные годы (1966-1983)
Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась
в Новосибирске 4 сентября 1966 года. Родилась в простой семье с достатком
ниже среднего. Отец, Станислав Иванович, по профессии теплоэнергетик,
а мать, Галина Дементьевна – инженер промышленной вентиляции. В Янке смешались
три национальности: 1/2 русской, по 1/4 украинской и чешской крови. Семья
жила в центре города в деревянном одноэтажном доме без элементарных удобств
(занимая его часть) по адресу Ядринцовская, 61. Дом остался от родителей
Галины Дементьевны. Когда Яне было 2 года, от рака поджелудочной железы
умерла бабушка, а спустя еще 2 года и дед. Янка росла болезненной девочкой,
и родители решили укрепить здоровье дочери спортом. Некоторое время Янка
занималась бегом на коньках, в чем проявляла большое усердие и честолюбие,
добилась заметных успехов. Потом занималась плаванием, тоже недолго. В
детстве Янка была в основном тихим, домашним ребенком, любила находиться
в одиночестве, проводя свободное время наедине с книгами. Поступила в
школу номер 42, одну из самых престижных и поныне. В школе училась посредственно,
хотя учителя всегда называли ее способной девочкой и говорили, что Яна
могла бы учиться лучше. В то же время проявляла явную склонность к гуманитарным
предметам, к литературе, по ним получала «пятерки». Много читала – «Круг
интересов у Яны был, я бы сказал, очень интересный: это всё великие, это
– Цветаева, Ахматова, Николай Гумилёв, Платонов – вот такой уровень чтения»
(С. И. Дягилев). Потом Янка уже сама решила учиться музыке. Занималась
в музыкальной школе по классу фортепиано, спустя год бросила, но продолжала
изредка играть «для себя». После появилось желание освоить гитару, что
Янка и сделала, занимаясь в кружке при клубе Жиркомбината. В 1983 году
Яна закончила школу.
Уже в школьные годы она писала стихи, которые, вероятно, не сохранились.
Подруга, Анна Волкова, рассказывает, что Янка читала ей одно стихотворение,
написанное в первом классе. Там было всего 4 строчки, и одна из них –
«Тени деревьев смотрят на север».
Студенческие годы. Начало собственного творчества (1984-1986)
Родители хотели, чтобы после окончания школы Яна поступила в Кемеровский
Институт Культуры, но в силу разных причин это не сложилось (в частности,
тяжело болела мать Яны), и в 1984 году Янка почему-то поступила в Новосибирский
Институт Инженеров Водного Транспорта (профилирующийся на строительстве
объектов водоснабжения). Там она стала членом ансамбля политической песни
АМИГО. С этим ансамблем она объездила с концертами всю область. Это был
ее первый концертный опыт, ансамбль был довольно известным, его даже снимали
для газеты. Песни пелись в основном на английском, которым Янка неплохо
владела. Увлечения той поры – английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской.
Первые известные стихи Янки датируются 1985-м годом. Примерно тогда же
Янка знакомится с Ириной Летяевой, «рок-мамой». Ирина была активным рок-деятелем,
менеджером нескольких групп, организовывала у себя квартирники известных
рок-музыкантов. Одним словом, координировала всю рокерскую деятельность
в Новосибирске. В ее квартире не было замка, люди приходили и оставались
жить месяцами, здесь же останавливались, приезжая на гастроли, и известные
музыканты – Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Майк, Башлачев… В декабре 1985-го
на одном из таких квартирников Янка познакомилась с СашБашем. Саша сразу
произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший
путь Янки.
8 октября 1986 года после 6-летней болезни умирает от рака мать Янки.
Удар этот Яна переносила долго и болезненно – мать она очень любила. А
в декабре снова приехал СашБаш. Вспоминают, что как раз в это время он
находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогла ему справиться с
этим состоянием. С Янкой они очень тесно дружили, общались, Саша дарил
ей свои записи, черновики неисполненных песен. Уезжая, оставил Янке свои
легендарные колокольчики, которые до сих пор хранятся как реликвия в семье
Янки. Как-то Саша сказал отцу Янки: «Ваша дочь знает о жизни гораздо больше,
чем вы можете подумать…» Станислав Иванович, как и Янка, тоже был потрясен
Башлачевым, его песнями, его талантом. Видимо, после всех этих встреч
и началось становление Янки как автора. Она стала гораздо серьезнее относиться
к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает,
что тогда она начала подолгу сидеть в своей комнате, что-то записывая,
сочиняя. После этой встречи Янка забросила подруг, тусовки, сильно переменилась,
– находилась в состоянии огромного потрясения.
Вообще история знакомства Янки с Башлачевым обросла массой легенд. Говорят,
что они любили друг друга. Известно, что после первого знакомства Саша
приезжал в Новосибирск уже специально к Янке, и задержался у нее на месяц.
Тогда в ее черновиках и появилась впервые строчка: «Ты увидишь небо, я
увижу землю на твоих подошвах». Однако есть серьезные расхождения во времени.
Например, по другим сведениям (не подтвержденным документально), первое
знакомство состоялось еще в домосковский период жизни Александра, т.е.
в 1983-1984 годах. Есть свидетельства того, что они пересекались и потом
– в Москве и Питере (когда Янка еще не выступала публично). Была Янка
и на одном из его питерских квартирников в конце 1987-го. Но как бы там
ни было, – не стоит выискивать какой-то тайный смысл в дружбе Янки с Сашей,
и, тем более, исходя из этого, пытаться как-то связать их творчество.
Факт знакомства этих, без сомнения, гениальных людей может представлять
интерес человеческий, биографический, но для понимания песен Янки или
Башлачева он не дает ничего нового.
Об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и немало. Сравнения
с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже
набили оскомину, и, по сути, не отражают ничего. Не стоит на этом останавливаться.
Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно,
например, что она очень любила Джоплин и часто пела в компаниях ее блюзы,
носила значок с изображением Дженис. Но прямого влияния не заметно. Гораздо
интереснее попытки академических исследований Янкиных текстов. Из них
можно выделить труд Марины Кудимовой «Янка-Вопленица», где Янкино творчество
привязывается к таким авторам, о которых она, впрочем, скорее всего, и
не слышала; статью А. С. Мутиной «"Выше ноги от земли" или ближе
к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой)»,
в которой автор сделала много правильных и интересных наблюдений, но,
увы, многие выводы весьма спорны, да и исследование производит впечатление
недоделанной работы; статью питерской писательницы-фантаста Елены Хаецкой
«Исследование о Янке», в которой проводятся ассоциативные параллели с
различными авторами, прослеживается связь с народным творчеством. Иермонах
Григорий (В. М. Лурье) (Санкт-Петербург), известный также своими исследованиями
русской рок-поэзии, неоднократно анализировал Янкины тексты в своих статьях.
К текстам Янки обращались в своих исследованиях филологи Ю. Ю. Мезенцева
(Ташкент), Ю. Доманский (Тверь), С. Свиридов (Калининград). Известная
рок-журналистка и театровед Марина Тимашева неоднократно пыталась запараллелить
Янкины песни с Башлачевым. Но по стихам (не по песням, т.к. стихов гораздо
больше – около 80) влияния, сходства не отследить. Есть стихотворение
1987-го года, посвященное «А. Б.», есть аллитеративное «Я голову несу
на пять корявых кольев», которое могло быть написано в порядке творческого
соревнования или даже пародии, – но различий гораздо больше, чем сходства.
Если уж на то пошло, можно притянуть за уши что угодно и к чему угодно.
Но зачем?
Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным, даже стала соавтором текста
песни «Надо Было», которая исполнялась на концертах (один из них, на 1-м
Новосибирском рок-фестивале 1987 г. недавно был издан – CD «Надо Было»).
Янка часто приходила на репетиции группы, и однажды, в декабре 1986 г.
прямо там, на пару с подружкой Анжелой Мариной сочинили текст песни. Она
сразу всем понравилась, песню немного подправили, и получилось то, что
мы можем теперь слышать. Но дальнейшего развития этот творческий союз
не получил.
В конце 1986 года, начав второй курс, Янка бросает институт. Поняла,
что выбор ВУЗа был ошибкой. Вскоре подруги убеждают ее ехать «завоевывать
столицу». В Москве Яна пробыла 2 месяца. Вернулась спокойная, повеселевшая,
деловая. Друзья вспоминают, что именно эта первая поездка научила ее целеустремленности
и дала ей силы и умение для дальнейшей работы. Анна Волкова считает, что
Янка была одним из самых настойчивых людей, которых она встречала.
Бросив ВУЗ, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться
тоже не имела желания. «Мне не нужны деньги», – объясняла она. Рассказывают,
что она отказывалась от платы за квартирники даже когда стала знаменитой.
А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на 40 копеек в день, питаясь
в городских столовых, где гарниры и салаты стоили 5 копеек. Общение с
энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после
смерти матери. В это время она часто находилась в плохом настроении, испытывала
депрессию.
Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило
это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала
некая энтузиастка. Один раз, заинтересовавшись, чем живет его дочь, на
таком концерте, несмотря на Янкины протесты, побывал и ее папа. И после
этого понял, что это – настоящее. Увидел по реакции зрителей, по атмосфере
в зале. Не поиск себя, не метания молодости, но серьезно и надолго.
К сожалению, концертов в родном городе у Янки было очень мало – несколько
раз в Академгородке, да выступление в сборном поминальнике Селиванова
в июне 1989-го.
| ПОДРОБНЕЕ |
|
|